В древнеегипетском городе Буто нашли коллекцию ритуальных предметов VII–VI веков до нашей эры

В ходе раскопок, ведущихся на севере Египта, на месте
древнего города Буто, египетские археологи обнаружили предметы, связанные с
культом богини Хатхор — фаянсовые курильницы, фрагмент известняковой колонны с
изображением богини, золотой символ уджат («око Хора») и другие артефакты.
Находки, о которых Министерство по делам туризма и древностей Египта сообщило
на своей странице в фейсбуке, сделаны на территории храма, относящегося к
времени правления XXVI
династии (VII–VI века
до нашей эры).

Буто, который египтяне называли Пер-Уаджит («дом богини
Уаджит») был одним из древнейших городов долины Нила. Он возник в западной
части Дельты еще в додинастическую эпоху и до объединения страны на рубеже IV–III тысячелетий
до нашей эры, по-видимому, главенствовал над землями Нижнего Египта. Руины
города расположены в провинции Кафр эш-Шейх, на холмах Телль эль-Фараин в 95
километрах к востоку от современной Александрии.

В Буто находился центр почитания Уаджит — богини-покровительницы
царской власти. Символ Уаджит — стоящая кобра — наряду с коршуном,
олицетворявшим верхнеегипетскую богиню Нехбет, стал атрибутом головного убора
царей объединенного государства и использовался в этом качестве на протяжении
трех тысячелетий. Несмотря на утрату политической значимости в династическую
эпоху, город сохранял свою религиозную роль. Например, в XV веке до нашей
эры Тутмос III,
знаменитый своими завоеваниями в Азии, оставил в местном храме Уаджит памятную
стелу, в которой перечислены принесенные им святилищу дары. Двумя столетиями
позднее Рамсес II поставил в храме свои статуи, на одной из которых он
изображен рядом с богиней.

На I
тысячелетие до нашей эры приходится период расцвета города Пер-Уаджит. Геродот
во II книге своей «Истории»
сообщает о пышных религиозных праздниках в Буто и о том, что при храме Уаджит
существовало «самое правдивое прорицалище» — оракул, пользовавшийся особым
почитанием, а также рассказывает о храмах других божеств — Аполлона (Хора) и
Артемиды (Бастет). Археологические исследования также показывают, что город в
эту эпоху переживал значительный подъем храмового строительства. Так, в 2018
году археологи сообщили об обнаружении остатков святилища, сооруженного во
время правления XXVI (так
называемой Саисской) династии. В храме были найдены фрагменты памятника,
принадлежавшего ее основателю фараону Псамметиху I (царствовал в 664–610 годах до нашей
эры).

Этот правитель, пришедший к власти после тяжелого периода
владычества Кушитской (нубийской) династии и завоевания Египта ассирийцами, поместил
свою столицу в древнем городе Саис, неподалеку от Буто. Стремясь восстановить
былое величие страны и укрепить свое положение, он стимулировал обращение
египтян к духовному наследию, поддерживал храмы в близлежащих старых
религиозных центрах и строил новые святилища. Такая политика реставрации
духовной культуры, пришедшей в упадок после кризиса Третьего переходного
периода, когда рухнуло Новое царство и ослабевший Египет утратил независимость,
нашла отражение и в рассказе Геродота о том, как Псамметих обращался к оракулу
Латоны (то есть Уаджит) в Буто.

Подтверждением тому, что Псамметих I и его
преемники оказывали большое внимание городу Пер-Уаджит, стала находка
египетских археологов во главе с Хоссамом Гонеймом (Hossam Ghoneim), сделанная на территории храмового
комплекса в Буто. Ученые нашли в его южной части многочисленные ритуальные
предметы, относящиеся к культу богини Хатхор — покровительницы веселья, любви,
плодородия и материнства, супруги бога Хора. Среди находок — керамические чаши,
курильницы из фаянса (на одной из них сохранилось изображение бога Хора) и
фргамент так называемой хаторической колонны из известняка. На капителях таких
колонн вырезалось рельефное изображение Хатхор в виде женского лица анфас, с
коровьими ушами, так как корова была священным животным богини, и в парике с
характерными буклями. Археологи обнаружили и скульптурное изображение головы
священной коровы с солнечным диском между рогов.

Коллекция находок включает также фигурки божеств —
покровительницы беременных женщин и рожениц Таурт и бога мудрости и священного
знания Тота. Найден золотой царский амулет уджат, или «око Хора», который в
египетской мифологической традиции символизировал глаз, потерянный богом в
схватке с Сетхом и, согласно одной из версий мифа, исцеленный богиней Хатхор. С
помощью уджат Хор сумел воскресить своего отца Осириса. Помимо золотого «ока
Хора», археологи обнаружили при раскопках следы позолоты в виде чешуек. Это
говорит о том, что некоторые культовые предметы были покрыты слоем золота,
символизировавшего нетленность.

Руководитель сектора египетских древностей в составе
министерства доктор Аймун Ашмави (Aymen
Ashmawy) рассказал и о других находках, сделанных при раскопках
храма в Буто. Это различные предметы из слоновой кости, на которых изображены
сцены подношения даров, повседневной деятельности, растительные и
анималистические мотивы. Особое значение имеют иероглифические надписи, по
которым ученые смогли установить, какие правители уделяли внимание храму. Это
Псамметих I (надписи
содержат его полную титулатуру, включавшую пять имен), а также два других
фараона XXVI династии —
Уахибра, более известный под греческим именем Априй (589–567 годы до нашей эры),
и Яхмос II, или Амасис
(567–526 годы до нашей эры). Одна из надписей была частью рельефа на
известняковой плите, изображавшего религиозную церемонию с участием царя и
богини, от которых сохранились только короны.

Помимо культовых предметов, археологи обнаружили в Буто облицованный
полированным известняком резервуар для священной воды. Раскопаны также остатки более
поздней постройки из кирпича-сырца, относящейся к эллинистическому периоду (конец
IV–I века
до нашей эры). Она включала бассейн и систему подогрева, подачи и отвода воды и
предназначалась, по-видимому, для ритуальных омовений.

Археологи регулярно информируют о находках памятников древности
в дельте Нила. Ранее N
+ 1
 сообщал о подводных исследованиях в затонувшем порту Гераклион, в ходе которых
ученые обнаружили остатки корабля и греческое кладбище, а также нашли плетеные
корзины, в которых хранились фрукты. А еще мы рассказывали о том, как житель
города Исмаилия извлек из земли пограничную стелу VI века до нашей эры на своем участке, а
в районе древнего поселения на северо-востоке Египта было раскопано 110
погребений.

Винера Андреева
Источник: nplus1.ru

голоса
Рейтинг статьи
Читать ещё:  Как жили в Москве и Подмосковье семь тысяч лет назад

Опубликовано: 20.09.2021 в 21:53

Автор:

Категории: Археология

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x