Естествознание, или науки о живой и неживой природе

Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.

Общие сведения

Природа науки основана на разуме, экспериментах, фактах и ​​истинах. Она нацелена на логику, рациональность и объективность. Существуют определенные догмы, например, тот факт, что Земля вертится вокруг Солнца. Однако ученые любят делать открытия. Новая информация дает лучшие идеи, технологии, спасает жизни.

Говоря об объяснении нашего мира, наука и псевдонаука — это совершенно разные вещи. Взять, например, астрономию и астрологию. Вторая является идеальным воплощением лженауки, системы убеждений, которая выглядит так, будто она основана на научных идеях. На самом деле астрология не подчиняется даже самым простым научным правилам.

Настоящая наука имеет конкретные утверждения, которые изложены и проверены. Если они не подтверждены, они отвергаются. Верным признаком лженауки является пренебрежение доказательствами и наличие альтернативных объяснений.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.

Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое существо. Вещества — это то, из чего состоят тела. А явления — это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полет стрекозы, смена времен года — все это примеры природных явлений.

Астрономия (от греческих слов «астрон» — звезда, «номос» — закон)

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает

Познакомимся с основными науками о природе.

Астрономия — наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далекое, завораживающее звездное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира — Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Мир небесных тел кажется нам особенно таинственной частью природы

Физика (от греческого слова «физис» — природа) изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга… Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолет, ни холодильник, ни подъемный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно, от греческого слова «химевсис» — смешивание) — наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль — все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много — несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определенных условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Геология (от греческих слов «гео» — земля, «логос» — наука, учение) — наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.

География (от греческих слов «гео» — земля, «графо» — пишу) — еще одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов… Очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. Природу земной поверхности изучает один из разделов географии — физическая география (от греческого слова «физис» — природа).

Биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение) — наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа — бактерии, простейшие, грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами — часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Экология (от греческих слов «экое» — дом, «логос» — наука, учение) — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Экология возникла как часть биологии, но сейчас о ней все больше говорят как о самостоятельной науке — науке о природном доме человечества. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы

Семья биологических наук

Каждая наука о природе — это, если так можно выразиться, целая семья, состоящая из многих отдельных наук. Познакомимся с ними на примере большой семьи биологических наук. Вот некоторые из них.

  • Протистология — наука о простейших (от греческого «протистос» — самый первый)
  • Физиология — наука о жизнедеятельности организмов (от греческого «физис» — природа)
  • Ботаника — наука о растениях (от греческого «ботанэ» — растение)
  • Анатомия — наука о строении организмов (от греческого «анатоме» — рассечение)
  • Бактериология — наука о бактериях (от греческого «бактерион» палочка)
  • Микология — наука о грибах (от греческого «микос» — гриб)
  • Цитология — наука о клетке (от греческого «цитос» — клетка)
  • Зоология — наука о животных (от греческого «зоон» — животное)
  • Ихтиология — наука о рыбах (от греческого «ихтис» — рыба)
  • Энтомология — наука о насекомых (от греческого «энтомон» — насекомое)
  • Териология — наука о млекопитающих (от греческого «терион» — зверь)
  • Орнитология — наука о птицах (от греческого «орнис» — птица)
  • Колеоптерология — наука о жуках («колеоптера» — латинское название жуков)
  • Мирмекология — наука о муравьях (от греческого «мирмекс» — муравей)
  • Лепидоптерология — наука о бабочках («лепидоптера» — латинское название бабочек)

Проверьте свои знания

  • Какое общее название имеют науки о природе?
  • Что такое тела, вещества и явления природы? Приведите примеры.
  • Перечислите известные вам науки о природе.
  • Что изучает каждая из наук (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология)?

Подумайте!

  • Укажите в списке тела, вещества и явления.

    Солнце, камень, восход солнца, птица, сахар, рост растения, Земля, полет птицы, кислород, растение, растворение сахара, падение камня, вращение Земли вокруг своей оси, образование кислорода.

    Устно составьте из этих слов пары: тело (или вещество) — явление. Например, Солнце — восход солнца.

    Назовите другие явления, которые могут происходить с этими телами и веществами. Например, птица — пение птицы, рост птицы, размножение птиц.

    Составьте самостоятельно подобные пары с другими телами и веществами.

  • Великий английский ученый Исаак Ньютон писал: «Не знаю как другие, а я чувствую себя ребенком, который бродит весь день у кромки воды, находя то раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». Как вы объясните эти слова?

Науки о природе получили общее название «естественные науки». Это астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология.

Какие науки изучают природу

Науки, изучающие природу, называют естественными науками. К ним относятся астрономия, биология, география, физика, химия, экология. Они позволяют познавать природу, вдумчиво использовать и охранять ее.

Астрономия — наука, которая исследует звезды, кометы, планеты, метеориты и другие небесные тела. Эта наука изучает их строение и движение в космическом пространстве, позволяет заблаговременно узнавать о наступлении солнечного или лунного затмения.

Фото Юпитера (сделанное космическим аппаратом Juno, NASA).

Биология изучает живую природу. Ученые-биологи изучают внешнее и внутреннее строение организмов, условия их жизни, изменения, происходящие в организмах. Благодаря биологии человек получает знания, необходимые для сохранения видов живых существ, охраны окружающей среды.

Значение современной биологии

География — наука о планете Земля. Географы исследуют земную поверхность, погоду, океаны и моря, народы, населяющие Землю. Также они изучают распространение видов растений и животных на нашей планете. Благодаря этой науке мы можем пользоваться различными картами, узнавать прогноз погоды, экономно использовать богатства природы.

Физика исследует различные изменения, происходящие с телами природы (например, образование тумана, появление молнии во время грозы), различные явления природы. Например: движение тел, распространение света и звука, действие магнита. Благодаря знаниям по физике созданы бытовые приборы, различные средства связи, в том числе телефоны и Интернет. На предприятиях работают механизмы, развивается машиностроение, изготавливается многие необходимые для человека предметов. Без физических знаний не обойтись при создании предметов повседневного обихода, автомобилей, самолетов, смартфонов, различных приборов и механизмов.

Ветровые электростанции

Химия исследует вещества и их преобразования. Химиков интересуют состав, строение, свойства, получение и применение различных веществ. Знание химии позволяют использовать вещества, которые в природе, а также создавать новые вещества с заранее заданными свойствами.

Экология изучает связи организмов между собой и с окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия природных явлений и хозяйственной деятельности человека, предотвращать местные и глобальные экологические проблемы.

Результаты своих исследований природы астрономы, биологи, географы, физики, химики, экологи освещают на страницах научных изданий о природе. К ним относятся энциклопедии, словари, справочники, атласы, определители растений и животных, хрестоматии и тому подобное. Информацию о природе можно найти и в Интернете, например на этом сайте.

Использование пяти чувств для изучения природы


Пять чувств вашего тела помогают узнать и понять, что такое природа. Это зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновения. Используя эти пять чувств, можно идентифицировать практически все, что есть вокруг. Можно ли попробовать природу? Для этого достаточно просто съесть яблоко. И это всего лишь один пример. Фрукты, овощи, орехи — это все примеры природы.

Естественные науки

Изучением окружающего мира занимаются многие дисциплины:

  • Астрономия — наука, объектом изучения которой являются все небесные тела (их происхождение, строение, состав и передвижение в космосе.) Ученые-астрономы продолжают исследовать звезды, кометы, астероиды, планеты. Многие загадки Вселенной уже известны, однако трудно себе представить, сколько еще удивительного предстоит открыть.

  • Физика — наука, изучающая разнообразные природные явления и механизмы. Это то, с чем приходится сталкиваться каждый день. Почему двигаются тела, изменяется температура, что такое электричество, звук, свет. Эта наука объясняет, что такое молния и почему гремит гром, что такое эхо и из чего состоит радуга. Это также основа любой техники. Ни одно оборудование в мире не будет работать, если не будут учтены определенные физические законы.

  • Химия — наука о веществах и их соединениях. Изучение этой дисциплины позволяет людям добывать в лабораторных условиях вещества, которые используются в хозяйстве и в повседневной жизни.

  • География — наука о планете Земля. Объектом изучения служат моря и океаны, материки и континенты, реки и озера, горы и равнины, города и страны, а также многое другое.

  • Биология — наука о природе, которая изучает микробы и бактерии, простейших и многоклеточных, грибы и растения, животных и человека. Эта дисциплина позволяет узнать, какие организмы заселяют нашу планету, какова их численность и строение. Биология также изучает развитие живых организмов, их размножение и взаимоотношение друг с другом и с неживой природой.

  • Экология — это наука, в которой рассматриваются взаимоотношение и взаимодействие живых существ между собой и с окружающим миром. Одним из главных вопросов является изучение контакта природы и людей. Основная задача экологии — помочь человеку оберегать природу, хранить наш общий дом, в котором мы живем, и где предстоит жить нашим потомкам.

Результат программы

В результате освоения модуля «Неживая природа» учащиеся будут знать:

  • основные отличия живых и неживых объектов природы;
  • понятие вещества, классификацию и разнообразие веществ;
  • различия между физическими и химическими процессами в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • наиболее распространенные полезные ископаемые, их свойства, роль в экономике;
  • основные свойства воды и воздуха, значение в жизни природы и человека;
  • отдельные физические явления в природе: электричество, магнетизм;
  • правила постановки опыта и лабораторного эксперимента;

будут уметь:

  • объяснить взаимосвязь живых и неживых объектов природы;
  • объяснить необходимость изучения и охраны природы;
  • оформлять в виде сообщения или проекта результаты наблюдения, опыта или учебного исследования.

Личностные результаты:

  • приобретут интерес к научному подходу познанию мира;
  • будут обладать экологическим мировоззрением;
  • в совместной деятельности будут уметь определять цели, функции участников, способы конструктивного взаимодействия;

Метапредметные результаты:

будут уметь:

  • обобщать и классифицировать изученный материал;
  • сопоставлять полученную информацию с уже имеющимися знаниями, выстраивая целостную картину мира;
  • подготавливать план и реализацию учебного исследования, оформление и представление его результатов;
  • работать с информацией: извлекать из различных источников, выделять основную и второстепенную информацию, интерпретировать ее, структурировать и презентовать.

В результате освоения модуля «Живая природа» учащиеся будут знать:

  • основные отличия живых существ от неживых объектов природы;
  • строение растений, особенности их развития и размножения;
  • о разнообразии мира растений, способах приспособления к среде обитания, роли в жизни человека;
  • о разнообразии животного мира, особенностях представителей основных классов животных;
  • о строении и функциях человеческого тела;
  • правила постановки опыта и лабораторного эксперимента, наблюдений за живыми объектами;

будут уметь:

  • объяснить взаимосвязь живых и неживых объектов природы;
  • объяснить связь между условиями жизни и приспособлениями живых организмов к ним;
  • объяснить необходимость изучения и охраны природы;
  • оформлять в виде сообщения или проекта результаты наблюдения, опыта или учебного исследования.

Личностные результаты:

  • приобретут интерес к научному подходу познанию мира;
  • будут обладать экологическим мировоззрением;
  • в совместной деятельности будут уметь определять цели, функции участников, способы конструктивного взаимодействия;

Метапредметные результаты:

будут уметь:

  • обобщать и классифицировать изученный материал;
  • сопоставлять полученную информацию с уже имеющимися знаниями, выстраивая целостную картину мира;
  • подготавливать план и реализацию учебного исследования, оформление и представление его результатов;
  • работать с информацией: извлекать из различных источников, выделять основную и второстепенную информацию, интерпретировать ее, структурировать и презентовать.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий