Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.
Содержание
Отличия в психике животного и человека
Сравнивая психику, можно выделить ряд важных отличий:
- Мышление. Животные отличаются практическим мышлением, зависящим от конкретной ситуации. Человек же способен обдумывать ситуацию, мыслить абстрактно, отражать воздействие.
- Речь. Животные способны издавать звуки, понятные только им самим. Некоторые виды могут все-таки производить речь, повторяя за человеком, например, попугаи Какаду или птицы Ара.
- Эмоции. Человек может выражать сострадание, радость, быть эмоционально связанным с другими людьми. Окружающая действительность может вызвать у животных положительные или отрицательные эмоции.
- Чувства. Как таковых чувств у животных нет, хоть они и могут бояться, быть беспокойными или злыми.
- Орудие труда. Человек с древних времен умеет создавать и сохранять орудие труда, имеет мышление о том, как его собрать и как применять. Звери же могут что-то создать при наличии конкретной ситуации, дальнейшее пользование предметом тут же прекращается.
- Память. У человека она просто лучше развита, чем у животных. Люди легко запоминают информацию, воспроизводят, хранят и передают ее из уст в уста.
- Деятельность. Животные могут действовать только по биологическим законам. Их поведение напрямую зависит от инстинктов.
- Умения и знания. Человек приобретает свой опыт всю сознательную жизнь. Умения, навыки и определенные знания он получает в обществе, семье, школе, университете или на работе. Животные же, в свою очередь, не способны усваивать коллективный, общественный опыт.
- Развитие психики. Животное развивается только по биологической эволюции. Человек с рождения способен осваивать речь, учиться, ходить, общаться с другими людьми.
Таким образом, человеческая психика отличается своим социально-природным интеллектом, выражением чувств и усвоением орудий труда. Все-таки, чтобы сравнивать двух существ, необходимо знать важную разницу между ними.
В поведении животных многое схоже с действиями современного человека.
Уровни
Уровни:
- Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
- Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
- Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.
Общее понятие
Интеллект животного — это та часть его психических способностей, которую нельзя объяснить инстинктами и выработкой условных рефлексов. К ним относятся мышление, способность приспосабливаться к меняющимся условиям и коммуникация. Сюда входят и внутривидовое, и межвидовое общение.
Современная наука допускает, что у некоторых видов животных, причём не только у приматов, есть способности к планированию, построению предположений и умозаключений. Отдельные разновидности способны находить новые решения для нестандартных ситуаций, общаться с другими видами, в том числе с человеком.
Приматы-интеллектуалы
В результате наблюдений точно установлено, что шимпанзе, гориллы, орангутанги и некоторые другие приматы используют инструменты для своих нужд. Гориллы, доставая из реки водные растения, могут использовать палку в качестве опоры. Шимпанзе умеют сооружать простейшие копья и охотиться с их помощью на мелких приматов. Что характерно, это умение свойственно не всем колониям животных, и передаётся из поколения в поколение. То же касается и навыка разбивания орехов при помощи камня. Эта наука постигается шимпанзе в молодости путём значительных усилий.
Задокументировано немало случаев, когда гориллы и шимпанзе осваивали человеческий язык жестов. Более того, взрослые особи обучали этому языку своих детёнышей. Приматы способны обучаться новым жестам, даже наблюдая за общением людей со стороны. Также выяснилось, что приматы могут просить помощи у сородичей и у человека, и помогать человеку в ситуациях, когда он, по их мнению, нуждается в ней.
Проявления интеллекта характерны не только для пернатых и приматов. Поведение, свидетельствующее о наличии умственных способностей, наблюдалось у слонов, дельфинов, осьминогов, собак. Насекомые, живущие колониями, такие как муравьи или пчёлы, сложным поведением проявляют признаки коллективного разума. Они способны обмениваться информацией о пище, об опасности, препятствиях, и выстраивать дальнейшее поведение на основании полученных сигналов.
Так, можно сказать с большой долей уверенности — животные обладают зачатками разума, некоторые виды в большей, некоторые в меньшей степени.
Различия мышления людей и животных
Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:
- Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
- Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
- Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
- Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.
Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).
Это интересно: Животные Японии: характеристика и фото
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Размышления о «Древе Познания» (5/2) |
Национальный «атомный» проект (5/1) |
Свобода личности или свобода индивида (3.67/3) |
Размышления о «Древе Познания» (5/2) |
Мебель, честь, французы, чеченцы и неисчерпаемый народ (5/2) |
Национальный «атомный» проект (5/1) |
История создания минимального человека (4.5/4) |
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху» (4/4) |
Свобода личности или свобода индивида (3.67/3) |
Равенство или стандартизация? (3.5/2) |
Пролетариат и «Человек-Хозяин» (3/2) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года (5/11) |
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик» (5/8) |
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением (5/8) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
О создании фильма «Час Быка» (5/7) |
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? (5/7) |
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег» (5/7) |
У Щетинина теперь все законно (5/7) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Гендерные и возрастные различия
Уровень интеллекта зависит не только от воздействия внешних факторов или генетики, но и от возраста, половой принадлежности.
Ученые смогли установить интересную закономерность. Если ребенок в 5–10 лет отличался повышенной сообразительностью, умом, в 20, 30, 40 лет он будет обладать развитыми умственными способностями. Данная закономерность срабатывает не во всех случаях.
Чтобы понять, как возраст влияет на умственные способности, нужно изучить особенности соотношения этих двух показателей:
- Коэффициент интеллекта растет до 18 лет, замедляясь в переходные периоды. Головной мозг занят решением других вопросов.
- С 20 лет развитие умственных способностей постепенно замедляется.
- Аналитический, логический и арифметический потенциал раскрывается только к 30 годам.
- Медицинские познания усваиваются в промежутке с 40 до 45 лет. Психологические учения осознаются после 50 лет.
Также нужно уделить внимание искусству. Оно хорошо развивается в любом возрасте
Ограничений относительно этого ученые выявить не смогли.
В мире постоянно идут споры относительно того, кто умнее — женщины или мужчины. Проведя большое количество исследований, ученые не смогли выявить большой разницы относительно взаимосвязи уровня интеллекта и гендерной принадлежности, но все же небольшая разница есть. Она заметна в некоторых аспектах:
- Развитие физических, умственных характеристик у девочек до 15 лет происходит быстрее, чем у мальчиков.
- Женщины лучше развиваются в гуманитарных науках, а мужчины в точных.
Женщины отличаются нестандартным мышлением. Мужчины склонны мыслить логически.
Эйнштейны среди пернатых
Семейство врановых в вопросах интеллекта даёт фору всем пернатым. Благодаря ряду экспериментов выявлено, что сороки узнают себя в зеркале, вороны способны запоминать обидчиков в лицо, мстить им сами, и подключать к этому делу других членов стаи. Они же используют проезжающие транспортные средства для раздавливания скорлупы грецких орехов. Есть свидетельства о том, как они ловят рыбу на хлебные крошки.
Попугаи, мало того, что могут запоминать слова из человеческой речи, применяют их в качестве условных сигналов во внутривидовом общении! В изобретательности при добыче излюбленной пищи попугаи могут составить конкуренцию даже семейству врановых. С задачей, когда из ёмкости с водой нужно достать пищу, повышая уровень жидкости камешками, они, во всяком случае, справляются.
Разница между интеллектом и инстинктом
Глядя на то, как птицы строят гнёзда, можно подумать, что они продумывают их конструкцию. Но программа заложена в них с рождения, их никто не учит — они поступают так на автомате, повинуясь инстинкту. Этого недостаточно для того, чтобы признать такое действие проявлением интеллекта.
Интеллект проявляется в нетривиальной ситуации, в которую животное попадает впервые — это приспосабливаемость к новым условиям. Либо же когда оно повторяет какое-то оказавшееся в прошлом успешным действие, произведённое в похожей ситуации. Тогда речь идёт уже об обучении. Коммуникацию, с сородичами или межвидовую, также считают проявлением интеллекта.