Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Темы, настроение и проблемы

Название стихотворения соответствует его теме и содержанию. Именно прекрасное зимнее утро описывает поэт, обращаясь к некой «красавице». Его восхищает свежее, сияющее пробуждение природы среди блистательных снежных ковров.

  • Основная тема стихотворения «Зимнее утро» — природа и восхищение ею. Стихотворение по композиции представляет собой обращение лирического героя к «прелестному другу» с призывом пробудиться ото сна и взглянуть на «мороз и солнце» чудесного дня.
  • Вместе с природой в душе лирического героя пробуждается и чувство любви, радости, восхищения красотой «прелестного друга», наполнившего его сердце солнечным воодушевлением.

В стихотворении переплетаются две основные темы – тема любви и тема природы. И любовь, и природа, воздействуя на лирического героя, рождают прекрасные образы в его душе и предвкушение счастья, волнительное и вдохновляющее. Для того чтобы подчеркнуть особенную прелесть зимнего утра, лирический герой противопоставляет его вчерашнему дню с его «бледной луной» , желтеющей сквозь «мрачные тучи» и «злящейся вьюгой».

«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра. солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно». «на мутном небе». «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение. придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась». «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

3 класс, 6 класс

Вариант №3

В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.

Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню. Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру. Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.

Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.

Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.

Так же поэт широко использует метафоры и описания, поэтому картина утра становится еще более красочной и насыщенной. Каждый читатель с легкостью может уловить настроение поэта.

От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.

Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.

Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.

В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.

3, 6 класс по плану

Композиция


В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.

Композиция состоит из следующих последовательных частей:

  • в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
  • далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
  • в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
  • далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
  • и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бальмонта Осень

    К. Д. Бальмонт является одним из самых известных русских символистов, творчество которого вдохновляло множество других поэтов серебряного века. За свою жизнь К. Д. Бальмонт опубликовал несколько десятков поэтических сборников

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

    1928 год стал для Владимира Маяковского очень знаменательным. Писатель отправляется за границу во Францию. Здесь он работает журналистом для газеты. Перед своим отъездом Маяковский обязался перед своим другом и редактором издания,

  • Анализ стихотворения Вознесенского Сага

    История создания. Стихотворение было написано Вознесенским в 1977г. Строки стихотворения легли в основу романса в рок-опере «Юнона и Авось». Стихотворение имеет под собой реальную историческую основу.

  • Анализ стихотворения Тютчева Дым

    Произведение Федора Тютчева « Дым » было написано в 1867 году, как и многие стихотворения поэта, его отличает особый смысл, который хитро замаскирован среди целого мира образов и сюжетных линий. Точно к такой же серии стихов

  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям

    Знаменитое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение

Жанр поэзии: детали

Название произведения сразу проливает свет на жанр пушкинского творения.

Текст – яркий пример пейзажных поэзий. Автор останавливает свой выбор на традиционном, простом размере – четырехстопном ямбе. Такой подход определяет необыкновенную мелодичность, музыкальность произведения.

Писатель использует смешанную рифмовку, а также чередование женской рифмы с мужской. Эти приемы передают радостное, позитивное настроение поэзии. В рамках пейзажных поэзий русский писатель выступает реалистом. Литератор обращается к обыденным, привычным вещам, чтобы найти в них нечто волшебное. Состояние окружающего мира отображает глубину внутреннего мира рассказчика.

Художественные особенности стиха Зимнее утро

Пушкинское творчество славится богатой палитрой художественных средств. В «Зимнем утре», в частности, использованы следующие тропы и приемы:

  • Эпитеты придают произведению колорита и яркости («день чудесный», «друг прелестный», «голубые небеса», «янтарный блеск» и т. д.). Среди прилагательных выделяются радостные, светлые слова, а также мрачные, темные – это придает пушкинскому шедевру контрастности;
  • Автор использует также сравнения (например, писатель сравнивает луну с белым пятном);
  • Олицетворения придают тексту живости, динамичности (мгла носится, вьюга злится – природная стихия награждается тонкостями человеческого характера);
  • Отдельная роль отводится обращению – этот прием создает ощущение интимности (писатель обращается к «подруге дней… суровых», «красавице» и т. д.);
  • Метафоры и гиперболы усиливают образность текста и помогают создать возвышенное настроение. Автор рисует зиму как некую всеобъемлющую пору;
  • В произведении также присутствуют аллитерация (обилие шипящих и звонких согласных звуков). Автор делает акцент на звуки «с», «л», ассоциирующиеся с морозным воздухом. Звуки «т», «р» передают настроение от треска поленьев в каминном очаге;
  • Ассонансы – средство, усиливающее мелодичность произведения (автор выбирает очень удачные созвучия, состоящие из гласных звуков). Этот прием живописно передает пейзажи зимней поры: скрипящий снег, стук конских копыт;
  • Анафора;
  • Тавтология – намеренный прием писателя. Повторяя слово «трещит», автор создает ощущение динамики.

Образы поэзии

  • Первая часть – это портрет морозного русского утра. Картина, созданная литератором, поражает торжеством жизни, светом, яркостью и безмятежностью. В этой части писатель акцентирует внимание на образе красавицы. Этот образ можно трактовать двояко: с одной стороны, это героиня, с другой – Петербург. Этот город также часто называют Северной столицей. Поэт романтизирует образ столицы, воспевает его.
  • Писатель вводит в текст нарицательное имя – Аврора. Римская мифология называет Авророй богиню утра, рассвета. Утро наступает после дождливого, неприятного, унылого вечера. Атмосфера вечерней грусти создается с помощью образов мутного неба, вьюги, мглы и печали героини. Рассветное небо символизирует новое начало, новую жизнь, новую надежду. Окружающий мир выступает в пушкинском произведении не просто фоном: это отражение внутреннего состояния автора.
  • Отдельное место в анализируемой поэзии занимает романтика сельского быта. Писатель рисует образ камина, в котором уютно трещат деревяшки, образ лежанки, бурой кобылки и т. д. Лошадка вырывается из стойла на свободу, превращаясь в «нетерпеливого коня». Животное – это символ динамики жизни, вечной энергии природы.

5.0

01

Что хотел нам поведать автор

Основных мыслей «Зимнее утро» содержит две. Первая – та, что лежит на поверхности желание сделать читателя участником приятных для автора событий: мечтаний на «лежанке», любований сверкающим на солнце снежным ковром, ласковым согревающим пламенем, танцующим в печи, захватывающей дух прогулки в упряжке, запряженной «кобылкой бурой», по заснеженным полям.

Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью, ощутить удивительную скорость ее волшебных изменений: еще вчера все казалось плохо, в душе «вьюга злилась», отчего и настроение было плохое, луна глядела «бледным пятном», полностью лишенная романтической привлекательности. Сегодня же воскресли жизненные надежды, воссияло солнце, вновь хочется быть счастливым и творить.

Анализ лирического стихотворения

Как анализировать стихотворение

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты“день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
  • Сравнение“как бледное пятно”
  • Олицетворения“мгла носилась”, “вьюга злилась”

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.

В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Какие слова придают выразительность

Чтобы усилить выразительность произведения «Мороз и солнце», Пушкин использует различные художественные приемы

. Критики отмечают такие эпитеты в стихотворении Пушкина «Зимнее утро», как:

  • чудесный,
  • прелестный,
  • мрачное,
  • бледное,
  • великолепные,
  • прозрачное,
  • веселый.

Прилагательными Пушкин подчеркивает свое восхищение

, передает восторженный настрой. «Мороз» и «солнце» у него – понятия, взаимно усиливающие впечатление читателя, вызывающие в его душе
ощущение свежести
, бодрости. Они не противопоставлены друг другу, а, наоборот, увеличивают общее впечатление красоты и силы русской зимы, не убивающей все живое, а действующей, как живительное лекарство.

Усилению мощи стиха служат антитезы. Кто, кроме Пушкина, может так великолепно сочетать несочетаемое

! Примеры наиболее явственных антитез из «Зимнего утра», делающих стихотворение ярким и самобытным, позволяющих воображению нарисовать четкую картину событий:

  • мороз-солнце;
  • дремлешь-проснись;
  • солнце-снег;
  • прозрачный-чернеет;
  • иней-зеленеет;
  • пустые-густые.

Антитезы и множество эпитетов превращают стихотворение Пушкина в нарисованную яркими мазками красочную картину бодрящего зимнего утра

.

Настроение произведения

В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.

Только дважды они меняются:

  • во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
  • и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.

Какие поэтические приемы использует поэт

Александр Сергеевич широко использовал

в своих произведениях. Ко времени написания «Зимнего утра» этот прием применяется им в абсолютном большинстве стихотворений. Метафоры в стихотворении «Зимнее утро»:

  • веселым треском…трещит печь,
  • вьюга злилась,
  • мгла носилась.

Конечно, вьюга не может «злиться», а печь – «веселиться», но применение такого приема дает возможность автору сообщить читателю свое настроение

, не используя тяжелого нагромождения словесных конструкций.

Романтическое произведение «Зимнее утро» построено на противопоставлении унылого вчерашнего вечера и сменившего его ясного веселого утра.

Картины природы сменяются описанием уютной комнатки, где «трещит затопленная печь» (четвертая ), а затем вновь поэт приглашает читателя выглянуть на улицу

, проехаться в санках по искрящемуся снегу.

О чем написано произведение

Так бывает и в жизни: если вчера была темная полоса, то в любой момент может вспыхнуть свет, начнется светлый период.

Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом, подчеркивающим прекрасные перемены в настроении погоды и романтический настрой поэта. Четкая, но мягкая рифма способствует легкости восприятия, а постоянные обращения автора к неведомой красавице настраивают на ощущение причастности читателя к происходящим событиям.

Основная мысль стихотворения «Зимнее утро» проста: не надо поддаваться унынию, скорби, жизнь продолжается, настоящее и будущее сулит много радостных моментов. Надо уметь наслаждаться жизнью и прелестью природы!

Лексика

Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.

Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.

Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:

  • нега — нежиться, наслаждаться;
  • нынче — сегодня, сейчас.

Подробнее здесь

Рифма

В стихотворении рифма приходится на четные слоги.

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).

Подробнее здесь


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.