Современную жизнь уже очень сложно представить без транспорта: автомобилей, поездов, самолетов. Они существенно облегчают жизнь человека, ведь с их помощью можно перевозить пассажиры и грузы на большие расстояния, строить здания, путешествовать. Давайте узнаем истории различных видов транспорта!
Содержание
- 1 Появление судов на воде
- 2 Разновидности транспорта
- 3 Создание наземных аппаратов
- 4 Рассмотрите схемы. По каким признакам транспорт делят на виды?
- 5 Возникновение воздушного транспорта
- 6 История изобретения транспорта
- 7 Домашнее задание
- 8 Как изобрели велосипед
- 9 История изобретения первого автомобиля
- 10 История поезда
- 11 История автомобиля
- 12 Как появился поезд
- 13 Тест по теме
Появление судов на воде
Около 6 тыс. лет до н. э. начинается история водного транспорта для детей. Именно тогда появились первые аппараты, способные перемещаться на воде. Это были плоты, глиняные лодки, челноки из шкуры и т. д. Когда появилась необходимость увеличить вес перевозимого груза, их внешний вид начал меняться. В старинные суда начали встраивать каркас, обшивку, дополнять вёслами и шестами.
Вторая половина XIX века считается пиком развития морских судов. Массовое открытие портов способствовало тому, что на плаву оказался первый пароход. Сначала он работал на гребных винтах, потом в некоторых моделях их заменили на паровые турбины и дизельные двигатели. В 1899 году построили ледокол, и дали ему название «Ермак». Через 4 года изобрели дизель-электроход.
Но у всего морского транспорта был один существенный недостаток — это маленькая скорость. Многие исследователи работали над этим, но вопрос был решён лишь в 1927 году.
Русский профессор Левков поспособствовал тому, чтобы через 10 лет появились первые катера, способные развить скорость до 120 км в час. Его идею подхватили в Англии. В скором времени английское судно пересекло пролив Ла-Манша за 40 минут.
Это интересно: Сочинение на тему: «Мое любимое время года лето»
Разновидности транспорта
Классификация видов транспорта весьма многогранна и отлична по способам передвижения, предназначению и по сезонам года.
По способу перемещения — самая яркая классификация транспорта, выделяют:
- наземный- когда транспорт двигается только по земле или рельсам (автомобиль, троллейбус, автобус, поезд, трамвай);
- водный – транспорт передвигается по реке или морю (катер, корабль, теплоход);
- воздушный – транспорт летает по воздуху (вертолет, самолет).
Каждый вид транспорта был создан для чего-либо. Ведь по сути — это рабочие лошадки и выделяют следующие виды транспорта по предназначению:
- пассажирский – транспорт, который перевозит людей, доставляя их по нужному адресу (автомобиль, автобус, самолет, трамвай) 4
- гужевой – для перевозки груза (повозка, грузовой автомобиль)
- специальный- используется в специальных профессиях (скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
- сельскохозяйственный – используется для уборки урожая, пашни (трактор, комбайн).
- строительный — большое количество машин и спецтехники, которая помогает в строительстве зданий и дорог.
Есть и такие виды транспорта, которые используются в определенное время года.
- зимний – транспорт, который отлично подходит для передвижения в зимнее время года (снегоход, аэросани, буэры).
- летний — транспорт, используемый в теплую и жаркую погоду лета, весны и осени(велосипед, мотоцикл, квадроцикл, скутер).
Для каждого из нас транспорт не диковинка, ведь мы с легкостью можем оказаться на другой стороне планеты всего лишь за несколько часов, благодаря авиационному виду транспорта – самолету. А всегда ли это было возможно? Конечно же нет, транспорт не всегда был под рукой у человека. Полистаем страницы истории транспорта…
Создание наземных аппаратов
В древности основной тягловой силой были лошади. С помощью этого животного люди могли ездить на дальние расстояния. Поэтому вопрос о транспорте, перемещающимся по земле, долго не волновал их.
Но всё имеет своё начало. Краткий рассказ о создании наземного транспорта стартует с III тыс. до н. э. Именно тогда на Востоке изобрели первое колесо. Его прикрепили к специальной платформе, соорудив подобие телеги. Когда люди поняли, что на ней можно перевозить большие грузы, развитие наземного транспорта сдвинулось с мёртвой точки. Считается, что именно после телеги появились:
- повозки;
- кареты;
- колесницы;
- и т. д.
Но они по-прежнему не могли двигаться без собак и лошадей.
Паровая машина
Первый паровой транспорт был похож на котёл с колёсами. Он увидел мир в 1784 году. Его отцом считают английского изобретателя Уатта. Этот транспорт был громоздким, неэкономичным, имеющим неэстетичный вид. Но он выполнил свою функцию первопроходца. Именно паромобиль считается первой машиной, способной передвигаться без помощи животных.
Первый велосипед
Первый велосипед появился в 1801 году на территории России. Этот транспорт был весьма громоздким и весившим около 40 кг. В народе его называли самокатом.
Чуть позже Карл фон Дрез изобрёл более удобную модель, известную как «дрезина». В ней было всего два колёса, руль и сидушка, благодаря которым скорость передвижения значительно увеличилась. Но в этой машине не было педалей. Поэтому человеку приходилось постоянно отталкиваться от земли. Скорость дрезины достигала 15 км в час.
Через 62 года после создания первого велосипеда, Пьер Лалман добавил к этому транспорту педали. Новое изобретение стало настолько популярным, что его начали выпускать огромными партиями. Именно в это время оно получило современное название.
В 1867 году Каулер разработал велосипедные колёса с металлическими спицами. Промышленники подхватили новшество, и выпустили первых «пауков» — велосипеды, в которых переднее колесо было огромным, а заднее очень маленьким. Они развивали большую скорость, до 30 км в час, но были опасным средством передвижения. Любая кочка на дороге могла стать причиной аварии.
Лоусон исправил этот недочёт. Он встроил цепную передачу, которая видоизменила размер велосипедных колёс. Теперь они стали одинаковыми. Через 10 лет Данлоп добавил к ним резиновые шины. Люди заметили, что на новых велосипедах ездить намного комфортнее.
Примитивный поезд
Прототипом нынешних поездов считаются вагонетки, ездившие по деревянным рельсам. С их помощью перевозили особо тяжёлые грузы. Но этот транспорт передвигался с помощью лошадиной силы. А возможности животных не безграничны.
В конце XVIII века вагонетки соединили железными кольцами, создав примитивные составы. Шахтёры перевозили на них уголь к ближайшим населённым пунктам. В 1804 году Трейтвик усовершенствовал их общий вид, продемонстрировав публике первый паровоз.
Новый транспорт пользовался спросом у шахтёров. Но у него был существенный недостаток в том, что скорость передвижения не поднималась выше 8 км в час.
Древний автомобиль
Отцом современной машины считают Жозефа Кюньо. Он создал древний прототип автомобиля, который дал идею другим изобретателям. Внешне транспорт напоминал телегу, которая двигалась с помощью парового двигателя. Ей дали название «Малая телега Кюньо».
В конце XVIII века на машине установили двигатель внутреннего сгорания. Это позволило разогнать её скорость до 10 км в час. По нынешним меркам это смехотворные показатели. Но на тот момент это было серьёзным достижением.
Транспорт ускорил и значительно облегчил общественную жизнь. Благодаря изобретённым машинам, люди перемещаются на огромные расстояния, затрачивая минимум времени. Если надо перевезти большой груз, человеку не приходится выбирать между своим здоровьем и ценностью вещей. Достаточно выбрать подходящий транспорт, оплатить все расходы, и необходимый груз уложат и перевезут даже без его участия.
Рассмотрите схемы. По каким признакам транспорт делят на виды?
Транспорт делят на виды по среде, в которой он используется, по назначению, по собственнику транспорта.
4) Приведите к этим схемам по 2 — 3 примера транспортных средств каждого вида.
Наземный: автомобиль, поезд, трамвай
Водный: корабль, лодка, танкер
Воздушный: самолёт, вертолёт, дирижабль
Подземный: метро
Пассажирский: автобус, трамвай, электропоезд
Грузовой: грузовик, грузовой поезд, сухогруз
Специальный: скорая помощь, экскаватор, авианосец
Личный: автомобиль, мотоцикл, квадроцикл
Общественный: троллейбус, метро, маршрутное такси.
Возникновение воздушного транспорта
С первой четвертью XX века стартует история воздушного транспорта для детей. Тогда изобрели первый транспорт, способный летать по воздуху:
- аэростаты;
- воздушные шары;
- дирижабли;
- самолёты;
- и т. д.
Их строили по чертежам Леонардо да Винчи. Талантливый учёный детально исследовал скелеты птиц и людей, и с их помощью создал эскизы первых летающих аппаратов.
В 1754 году Ломоносов построил первый вертолёт, который был тяжелее воздуха. Но документы кратко подтверждают, что аппарат успешно прошёл все испытания.
От него старались не отставать братья Монгольфье. В 1783 году появился их воздушный шар, который передвигался с помощью воздуха от костра. Приблизительно в это же время протестировали аэростат Шарля, работающий на водороде.
Английский учёный Кейли изобрёл первый планер, способный выдержать вес человека. Но через 53 года его обогнал дирижабль. В 1893 году он покорил территорию России. Германия пошла дальше. В течение 7 лет немецкий конструктор Цеппелин усовершенствовал конструкцию дирижаблей.
На этом этапе закончилась их эволюция. Первый самолёт с паровой машиной, сконструированный русским учёным Можайским, перехватил их популярность. Но настоящий успех принадлежит аэроплану, работающему на бензине. Воздушная машина увидела мир в 1903 году. Его создание приписывают братьям Райт.
Это интересно: Водные богатства
История изобретения транспорта
Были и такие времена, когда человек умел лишь ходить и бегать собственными ногами, а вот ездить не умел. Да и транспорта не было… Позднее, человек научился ездить на лошади. Люди могли перемещаться с одного места на другое, и самое главное – не пешком.
Но появилась проблема, как же перевозить вещи? Есть проблема- находится решение, и человек нашел решение: он изобрел колесо, а вместе с ним понеслось развитие транспорта, начиная с телеги. Колесо –специальный диск со спицами, который вращается на оси. Впервые колесо было изобретено на Востоке в 4-м тысячелетии до нашей эры.
Очень интересно об истории изобретения колеса рассказывают Фиксики:
Первое колесо было похоже на диск, изготовленный из дерева или камня. Его прикрепили к деревянной платформе и так получилась телега. Вот на ней и стали перевозить грузы.
А после колеса и телеги, люди научились изготавливать различные повозки, колесницы, кареты, но они не могли ездить без посторонней помощи. Ведущей силой по-прежнему были животные — лошади и собаки…
Первая паровая машина
Вскоре человек додумался поставить котёл на колеса. Это стало началом появления паровой машины или паромобиля.
Первая универсальная паровая машина была запатентована в 1784 г. английским изобретателем Дж. Уаттом. Основная часть паровой машины – чугунный вертикальный цилиндр, в котором находится поршень (деталь превращающая энергию сжатого газа в энергию поступательного движения), разность давления в правой и левой частях цилиндра приводит поршень в движение.
Для повышения производительности машины Дж .Уатт использовал специальное устройство- конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором конденсировался пар- то есть превращался в воду. Затем вода из конденсатора обратно направлялась в котел, что позволило создать замкнутую систему.
Паровые машины, несмотря на свое преимущество, были громоздкими, тяжелыми и неэкономичными. Но самое главное то, что паромобиль положил начало появлению транспорта, который может передвигаться без посторонней помощи.
Домашнее задание
1) На какие группы можно разделить средства транспорта?
Транспорт можно разделить на наземный, подземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный, личный и общественный.
2) Приведи примеры транспортных средств различных видов.
Надземный: автомобиль, поезд
Подземный: метро
Водный: катер, лайнер
Воздушный: самолёт, вертолёт
Пассажирский: трамвай, автобус
Грузовой: поезд грузовой, танкер
Специальный: скорая помощь, бульдозер
Личный: мотоцикл, автомобиль
Общественный: троллейбус, метро
3) Что такое специальный транспорт?
Специальный транспорт — это транспорт особого назначения, например пожарная машина, или строительные машины.
Как изобрели велосипед
Наверное, многие слышали известную фразу — «хватит изобретать велосипед». Под этим подразумевается то, что человек пытается совершать бесполезную деятельность, изобретая давно созданное. Давайте и мы «не изобретая велосипед», вспомним кто и каким образом изобрел велосипед?
Кстати, 3 июня празднуется Всемирный день велосипеда!
Слово «велосипед» переводится как «быстрая нога». В 1801 году в России был создан велосипед, он весил больше 40 кг и его называли «самокат».
Появлению первого велосипеда поспособствовал и даже изобрел уникальную модель лесничий Карл фон Дрез. В 1812 году после череды неурожаев, Карл фон Дрез подумал о том, чтобы создать более быстрое средство передвижения.
Он придумал простое двухколёсное приспособление, которое имело руль и сиденье, благодаря которому скорость человеческого передвижения увеличилась. Так как у первого велосипеда – «дрезины» не было педалей, то передвигаться на нем нужно было, отталкиваясь от земли. На «дрезине» можно было кататься со скоростью 15 км/час.
В 1863 году изобретатель Пьер Лалман усовершенствовал велосипед – на переднее колесо были установлены педали.
Изобретателя поддержали инженер Пьер Мишо и промышленники братья Оливье, а вскоре новые машины стали выпускаться большими партиями и получили название — велосипед.
Так, средство передвижения – велосипед получило более широкое распространение и продолжило совершенствоваться.
В 1867 году изобретатель из Англии Каулер разработал модель велосипеда с металлическими спицами. А в 1870 году популярными стали велосипеды с огромным передним колесом и маленьким задним – «паук».
Скорость «паука» могла достигать 30 км/час, но езда на таком велосипеде была небезопасной. Любая маленькая кочка могла стать причиной падения с высокого велосипеда.
В 1878 году англичанин Лоусон добавляет в велосипед важное усовершенствование – цепную передачу, теперь оба колеса будут одного размера. А в 1888 году шотландский изобретатель Джон Данлоп создает важную часть велосипеда – резиновые шины, благодаря которым ездить стало гораздо комфортнее.
Но это еще не все. Чтобы велосипед стал таким, каким мы видим его сейчас, ему были необходимы десятилетия – на создание тормозов, механизма свободного хода, подшипников для уменьшения трения, механизма переключения скоростей.
История изобретения первого автомобиля
Самым первым автомобилем в мире считается автомобиль с паровым двигателем, о нем мы узнали выше. Но он двигался за счет пара, а как же все-таки появился аналог нашего современного автомобиля?
Как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания — все изменилось, и в 1885 году миру был представлен самый первый трехколесный автомобиль Карла Бенца.
Автомобиль передвигался за счет бензинового двигателя, объем которого составлял 1,7 л. Трехколесная модель автомобиля управлялась за счет Т- образного руля.
С каждым годом модели автомобилей усовершенствовались – и к нашему времени они стали именно такими, какие они есть сейчас.
История автомобильного транспорта интересно представлена в этом видео-ролике:
История поезда
Первые в истории рельсовые дороги появились ещё в Древней Греции. Это были тележки, которые перемещались по углублениям в дороге. Тащили эти телеги рабы.
Новые рельсовые дороги стали появляться лишь в XIV в. на территории Германии. Рельсы у них часто были деревянные, а грузы (в основном это был уголь) перевозились с помощью животных. Постепенно с развитием промышленности рельса стали изготавливать из железа. Первая дорога с железными рельсами появилась в 1758 г. в Англии, причем она до сих пор используется для пассажирских перевозок.
Историческое фото паровоза
В 1804 г. был впервые продемонстрирован паровоз – устройство, которое могла двигать вагоны по дороге за счет парового двигателя. Но лишь в 1830 г. была построена первая междугородная железная дорога, после чего последовал настоящий бум железнодорожного строительства.
Следующий важный шаг в развитии этого вида транспорта – его электрификация. Поезда стали получать электричество от электростанций через провода и контактные рельсы, то есть паровой двигатель им был не нужен. На смену паровозу пришел электровоз. Впервые передача электричества на движущийся состав была произведена в 1881 г. В результате не только выросли скорости движения по железной дороге, но и появились новые виды транспорта – трамвай и метрополитен.
Современный скоростной поезд
Параллельно с электровозом появился и тепловоз – это локомотив, использующий дизельное топливо для получения энергии. Во второй половине XX в. стали появляться поездка на магнитной подушке. Они не касаются рельс и способны развивать огромную скорость.
История автомобиля
Первые прообразы автомобилей стали появляться в конце XVIII в., одновременно с появлением парового двигателя. Однако в отличие от паровоза, паровой автомобиль был неудачным изобретением и не мог конкурировать с обычными лошадьми. Однако в 1885 г. Г. Даймлер продемонстрировал повозку, которая двигалась уже за счет бензинового двигателя. Эта повозка и считается первым автомобилем в истории.
Ретро автомобиль
Автомобили стали бурно развиваться и вытеснять конные экипажи. Интересно, что ещё в начале XX в. конкуренцию бензиновым автомобилям успешно составляли электромобили, но всё же со временем промышленность от них отказалась.
Современный спортивный автомобиль
В 1913 г. Г. Форд организовал конвейерное производство автомобилей Ford. Это сделало автомобили относительно дешевым транспортом, доступным для обычного человека. Дальнейшее развитие автомобилей было связано с постепенным повышением их безопасности, скорости и экономичности. В последние годы происходит революция – появляются беспилотные автомобили.
Как появился поезд
В древности роль транспорта выполняли вьючные животные: лошади, верблюды, мулы. С их помощью люди путешествовали, покоряли новые земли, перевозили тяжелые грузы. С изобретением колеса появились различные повозки, телеги, колесницы, кареты, но они не могли передвигаться без посторонней помощи.
Первым прототипом современного поезда стали вагонетки, которые перевозили грузы по деревянным брусьям, выполнявшим роль рельсов. Но тяжелые вагонетки по-прежнему передвигались за счет лошадиной силы.
Чтобы перевозить больше груза, в конце 18 века вагонетки начали соединять между собой железными кольцами. Так появились первые примитивные составы. Использовали их для перевозки угля из шахт к населенному пункту.
Рис. 1. Вагонетки.
Ситуация изменилась в 1804 году, когда инженер Ричард Трейтвик продемонстрировал свое изобретение – первый в мире паровоз. Спустя короткое время было выпущено несколько моделей паровозов, которые успешно использовались в шахтах. Однако их скорость была очень маленькой – не более 8 км/час.
ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ольга Бабаева
5/5
-
Эвелина Савельева
5/5
-
Ольга Лесникова
5/5
-
Поль Тодеско
5/5
-
Наталья Иванова
5/5
-
Айнуре Адыгезалова
5/5
-
Ольга Семенова
5/5
-
Андрей Савицкий
5/5
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 476.