На полотне Исаак Левитан запечатлел золотую осень, показал все краски этой поры. Мы видим осенний день во всей его красе. Небо перед нами открывается голубым и светлым, однако появились уже лёгкие облака. Вдалеке показывается деревушка.
На зелёном поле стоят красавицы-берёзки в золотых нарядах. Многие деревья уже утратили свою листву, а какие-то ещё стоят в зелёных платьях. Скоро все деревья подготовятся к зиме.
В центре картины перед нами открывается вид на тёмную речку. Такое впечатление, что с приходом осени речка стала холоднее и спокойнее. А кусты прикрывают её от непогоды…
Золотая осень великолепна и печальна. Мне кажется, что природа здесь не готова встречать холода. Полотно выглядит не броско и не мрачно, появляется желание оказаться в этой тиши.
Содержание
Общее впечатление
Можно сказать, что русская осень имеет эпитет «золотая» не только за преобладание в пейзажах желто-оранжевого цвета. Она вдохновляет художников на создание шедевров, служит сокровищницей, золотым запасом для тонких и трепетных переживаний.
Такую трактовку этого эпитета можно применить и к работе талантливого художника Исаака Ильича Левитана.
«Золотая осень» (1895 г.) является жемчужиной Третьяковской галереи, считается достоянием русской культуры.
Эта картина из тех произведений, которые можно рассматривать бесконечно. Зритель, случайно бросивший взгляд на полотно, обязательно остановится, чтобы рассмотреть детали, насладиться исходящим от картины умиротворением, чистой радостью и глубоким счастьем.
Присутствие черт импрессионизма усиливает реалистичность изображения: выполненные пастозными мазками листья берез кажутся объемными и живыми. Золото их осеннего наряда не тяжелое, кричаще-надменное или чопорное, а легкое и светлое. Левитан по праву считается мастером пейзажа настроения: художник сумел придать изображению увядающей природы радостные нотки. Недаром картина вызывает отклик в душе зрителей уже более века.
Это интересно: Сочинение: описание картины В. Е. Попкова «Осенние дожди. Пушкин»
Биография художника
В Мариампольском уезде Августовской губернии проживала обедневшая еврейская семья. У родителей 18 (30) августа 1860 года появился сын Исаак. Отец Эйляшив-Лейб (Илья) Абрамович происходил из старинной семьи Кайданова местечка, где сосуществовали шотландские и еврейские общины. Уже в 13 лет его ребенок стал студентом художественного училища. Его учителями были Поленов, Перов, Саврасов.
Через пять лет умерла мать Исаака, финансовое положение настолько ухудшилось, что ему пришлось занимать деньги у преподавателей. Ректор признал талант юного дарования и позволил ему учиться бесплатно. А после смерти отца в 1876 году он стал студентом класса пейзажей Саврасова.
Покушение на жизнь императора привело к тому, что евреям запретили жить в Москве, Левитану пришлось переехать за город. На прибыль от картины «Вечер после дождя» он снял обставленную комнату в столице. В 1885 году Исаак получил диплом, но он стал не художником, а учителем чистописания.
Апрель принес ему интересное знакомство — дружбу с А. Чеховым. Иногда их отношения доходили до соперничества, они часто ссорились. А когда художник влюбился в свою замужнюю студентку, писатель создал рассказ «Попрыгунья», в котором осуждал роман, из-за чего дружба между талантливыми людьми прекратилась навсегда.
Хотя материальное положение Левитана улучшилось, у него возникли проблемы со здоровьем. Пришлось ехать в Крым для оздоровления, после чего он организовал выставку 50 своих картин. Наиболее известные из них:
- «Над вечным покоем»;
- «Март»;
- «Золотая осень»;
- «Березовая роща»;
- «Вечер на Волге»;
- «Осенний день».
В 1898 Исаак стал академиком пейзажного творчества, преподавал живопись в своем училище. Два года назад Левитан переболел тифом, из-за которого обострилась сердечная аневризма. Ему пришлось отправиться в Ялту, но прогрессирование заболевания уже не удалось остановить.
Художник скончался 22 июля (4 августа) 1900, оставив 40 картин и более 300 этюдов незаконченными. После его смерти в Москве и Санкт-Петербурге были организованы выставки.
Репутация и мнения
Принято считать, что «Золотая осень» — мажорное произведение. Художник написал его в период романтической влюбленности, передав пейзажу жизнеутверждающий оптимистичный настрой.
Недаром Исаака Ильича уже при жизни считали мастером пейзажа настроения: настолько точно он передавал то, что испытывал сам, работая над очередным шедевром.
Полотно стоит особняком от его других картин. На большей части произведений Левитана есть печать меланхолии, преследовавшей художника всю жизнь. Сам мастер говорил, что его муза «тихая» и «бесприютная», что подтверждается минорным звучанием большинства его работ.
Считается, что мажорное настроение картина получает от:
- золотистых крон берез;
- светлого неба, уравновешивающих темную поверхность реки;
- бурых пятен деревьев на правом берегу.
Однако в том и извечная притягательность гениальных произведений, что каждый может увидеть в картине что-то свое. Для кого-то возделанное поле озимых звучит жизнеутверждающим аккордом, а кто-то увидит в коричневых пятнах крестьянских изб и буро-зеленых квадратах полей безысходность и тяжелый труд русских крестьян.
Послевкусие от картины
После просмотра пейзажа остается множество эмоций и размышлений. Вспоминая «Золотую осень», хочется оказаться на берегу такой чистой речушки, послушать шелест осенней листвы, вдохнуть чистого прозрачного воздуха. Приходят мысли о том, как мало осталось таких девственных уголков.
Также возникает чувство щемящей грусти: почему этот талантливый мастер не был оценен по достоинству современниками? Подумать только: гениальному художнику даже не дали диплома о его статусе — в выпускном свидетельстве Левитана было написано, что он может быть только учителем чистописания!
Исаак Ильич Левитан прожил короткую и нелегкую жизнь, но оставил след не только в русской, но и мировой культуре. Его произведение «Золотая осень» учит ценить природу, относиться к ней как к чему-то сакральному, требующему бережного отношения. Да и просто, тема осени всегда радует глаз. Оставить след, а не наследить — вот посыл гениального произведения к человечеству!
Таким образом, написание сочинения по картине об осени в 6 классе позволит детям лучше понимать изобразительное искусство. Кроме того, анализ этого произведения живописи позволит научиться составлять краткие эссе и различать краски октября. Последнее очень важно будущим художникам и дизайнерам.
История создания картины
В 1895 году Левитан начал работу над картиной «Золотая осень». Он проживал в то время в усадьбе под названием Горка, расположенной на территории Вышневолоцкого уезда Тверской области. Художника часто посещала супруга Анна Николаевна Турчанинова вместе с тремя дочками — Варварой, Анной и Софьей.
На берегу озера специально для Левитана был построен двухэтажный дом-мастерская. Леса и реки местности произвели особое впечатление на художника, поэтому он и решил изобразить их на холсте. Искусствоведы утверждают, что на полотне написана Сьежа.
Начал картину художник в Горках, но продолжение и окончание ее осуществлялось уже в Москве. Особой выразительности и большого сходства с реальным пейзажем он смог добиться благодаря исключительной зрительной памяти. Работа настолько увлекла Левитана, что он отказывался покидать свою мастерскую. Вместе с другими картинами осеннее полотно было представлено на нескольких выставках — Товариществе передвижных художественных выставок в Москве и Санкт-Петербурге, Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
В столице полотно купил за 700 рублей Павел Третьяков. Но выплату покупатель задержал — художник получал от него деньги частями. Пока «Золотая осень» путешествовала с выставкой, она побывала в Харькове, где была повреждена. Картины извлекли из рамок, расставили у стен и разложили по полу. На полотно Левитана упал козырек настенного калорифера и порвал его. Позже проблему искусно исправил реставратор Дмитрий Арцыбашев.
В 1896 году картину все-таки забрал покупатель и поместил ее в Третьяковскую галерею. В каталоге она значилась под названием «Осень», что не нравилось художнику. Он считал это наименование слишком грубым. Позже Левитан написал еще одно полотно, которое назвал так же — «Золотая осень». Но оно не было настолько популярным, хотя до сих пор хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Это интересно: Какой бывает транспорт? История, виды и воздействие на окружающую среду
Вариант Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
- Справка о художнике
- История создания «Золотой осени».
- Сюжет картины
- Передний план
- Задний план
- Цветовая гамма
- Общее настроение картины и замысел автора
- Моё отношение
1. Исаак Левитан в истории пейзажной русской живописи известен как создатель «пейзажа настроения». Этот живописец уникален своим умением точно и тонко передавать самые разные состояния природы. Каждое полотно мастера проникнуть особым незабываемым настроением. Учителями Левитана были прославленные мастера реалистического пейзажа – Перов, Саврасов и Поленов. В работах Левитана к реализму нередко примешивались отголоски импрессионизма. За свой недолгий творческий путь художник создал почти тысячу полотен. Она из наиболее известных его картин цвета – «Золотая осень». Ей любуются зрители со всего мира, посещая Третьяковскую галерею.
2. Задумывалась эта картина Левитаном во время прогулок по изумительно красивым окрестностям усадьбы Горка в Тверской губернии. Здесь художник гостил в 1895 году в семье видного чиновника Турчанинова. В этом же году и была создана знаменитая картина. Многочисленные этюды к ней живописец создавал с натуры возле речки Съежа.
3. На полотне изображен осенний пейзаж среднерусской полосы. Мы видим солнечный день бабьего лета и деревья в ярком наряде. Березовая роща и небольшая спокойная река полны умиротворения.
4. На переднем плане расположены небольшая река, склон невысокого холма с ещё не увядшей зеленью травы, почти облетевшие осины и желтые березки. В синей воде реки отражаются землистого цвета берега. Прямо над водой наклонился кустик с багровыми листьями. Слева на холме виднеется рощица березок и ярко-красный кустарник. Река утекает вглубь картины и поворачивает налево.
5. На заднем плане мы видим справа одинокую желтую берёзу и ещё зелёные заросли ивняка. На другом берегу реки осенняя роща в ярко-золотистом убранстве. Вдали можно разглядеть крестьянские избы и засеянные озимой рожью ярко-зелёные поля. Вдоль линии горизонта протянулся осенний золотой лес и зелёная полоска хвойных деревьев. Почти треть пейзажа занимает серо-голубое небо с лёгкими облаками. Оно говорит зрители о том. Что день солнечный и тёплый.
6. В картине мастер сделал доминирующими три цвета – золотой, синий, зелёный. Такая цветовая гамма символизирует праздник бытия, радость и полноту жизни. Желтое и красное золото заполнило пространство. Глубокий синий цвет реки уравновешивает общую мажорность красок. Художник также использует огромное количество цветовых оттенков. Они делают колорит картины особенным. Она словно дышит негой и тихо светится золотом.
7. На этой картине совсем не чувствуется грусти. Её настроение радостно и беззаботно. Левитан часто писал мрачноватые осенние пейзажи. Но здесь его задумкой было изобразить осень торжественной и спокойной. Он показал природу одновременно величественной и беззащитной.
8. Мне близко настроение автора этой картины. Короткий период золотой осени всегда прекрасен. День на полотне полон света. Художник прекрасно передал эту воздушность и лёгкость. Ощущается медленное движение воды и легкий трепет листьев. В этом осеннем пейзаже всё гармонично и очень знакомо.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Было интересно? Смотри еще:
- Сочинение-описание картины «Рожь» Шишкин И.И.
- Сочинение-описание картины Мокрый луг Васильев К.А.
- Сочинение-описание картины Иван-царевич и Лягушка-квакушка Билибин И.Я.
- Сочинение-описание картины «Летом» Пластова А.А.
- Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саварасова А.К.
- Сочинение-описание картины Февральская лазурь
- Сочинение-описание картины «Всадница» Брюллов К.П.
Рейтинг пользователей
за неделю
- за неделю
- один месяц
- три месяца
-
30
Ренат Тамалов
-
20
Dress17
-
15
Маша
-
10
Лалико
-
10
Помогите мне
-
120
Маша
-
90
Лалико
-
75
Люба Шишкина
-
70
fueif
-
50
антон кочетков
-
330
Елена Зайцева
-
270
Алёна Гончарова
-
150
-
150
Hans Hoffman
-
120
Маша
Помогай другим
Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю
См. подробности
Отношение к полотну
Многие искусствоведы выразили свое отношение к полотну Левитана. В анализе Федорова-Давыдова сказано, что картина захватывает зрителя благодаря эмоциональной полноте. «Золотая осень» отличается красотой и цветовым великолепием, мажорным звучанием золотистой гаммы. Никто из русских художников до Левитана не мог изобразить осень так торжественно и спокойно. Даже сам Исаак в предыдущих своих работах изображал мрачную пору.
Дмитрий Сарабьянов сравнивал «Золотую осень» с картиной «Март». Ему не понравилось, что в первом пейзаже нет ощущения фрагмента природы, который чувствуется во втором. Но Левитан все же очень умело соединил золотую гамму листвы с синевой речной глади. Естественная уравновешенность полотна привлекла искусствоведа, он проявил интерес к необычной композиции пейзажа. Картина развернута в ширину, но в то же время она направлена на зрителя.
Фаина Мальцева в своем конспекте приводит краткий анализ осеннего холста — образ заключает в себе глубокое содержание, которое раскрывается постепенно. Для того чтобы увидеть все детали полотна, зритель должен внимательно изучить его. Ведь художник старался не просто передать цветовую гамму осени, он пытался изобразить воздушность и легкость солнечного дня. У Левитана получилось в декоративной форме передать поэтичный целостный образ осеннего пейзажа.
Интересные факты
В истории создания картины есть несколько интересных фактов и секретов, которые хранил художник. Сохранилось письмо Левитана, в котором он отказывается от предложения Василия Поленова погостить у него в Бороке. Исаак ответил, что работа над пейзажем его настолько поглотила, что он уже неделю не может оторваться от полотна.
Сумма, которую Третьяков заплатил за картину, позволила художнику долгое время жить безбедно. И хотя полотно было испорчено в Харькове, Павел все-таки не отказался от его приобретения. В самом начале творчества критики не воспринимали работы Исаака. Многие упрекали его в том, что еврей не может правильно передать русскую природу. Художник доказал обратное — его признали одним из лучших отечественных пейзажистов.
Сам Левитан не считал «Золотую осень» лучшей из своих работ. Он пытался повторить ее, создал небольшую репродукцию. Но в этот период наступило затишье в его творческой фантазии. Новый пейзаж выглядел менее ярко, так как он использовал более приглушенную палитру. Да и особого восторга со стороны критиков и простых зрителей второе полотно не получило.
Картина Левитана преподносит хороший урок: нужно научиться замечать красоту вокруг себя, отрешиться от рутинной суеты и порадоваться природе. Полотно способно пробудить чувство прекрасного даже в самом черством человеке. Да и сам художник писал его не для получения прибыли или похвалы, он хотел передать всю красоту русской природы зрителям.