Сочинение: описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», приход весны, возвращение первых птиц.


Вариант Пример подробного сочинения для старших классов


План сочинения:

  • Саврасов и его заслуга в создании лирического пейзажа
  • Справка о картине
  • Сюжет картины
  • Передний план и центр полотна
  • Задний план – бескрайний простор и небо
  • Цветовая гамма
  • Особенности композиции
  • Настроение картины и замысел автора
  • Моё отношение

Алексей Саврасов родился и начал путь художника в первой половине XIX века. Он первым создал российский национальный пейзаж. Саврасов наполнил необыкновенным лиризмом изображение скромной красоты русской природы. Он обратил внимание на невыгодные времена года и суток. Воспел красоту серого неба и слякотную погоду, талый снег и грязные лужи. Мастер считал, что всё в природе достойно стать предметом изображения.

История создания его знаменитых «Грачей» началась задолго до появления окончательного варианта картины. Саврасов писал многочисленные этюды в Ярославской и Костромской областях. В марте 1871 года во время его поездки в село Молвитино был создан этюд Воскресенской церкви, изображённой на картине «Грачи прилетели». В этом же году была окончена работа и над самой картиной. Она сразу же была высоко оценена и куплена Третьяковым.

Сюжет картины рассказывает о жизни природы, оживающей после долгой зимы. Главным событием сюжета стал прилёт первых птиц, зимующих в тёплых краях. Грачи вернулись на родину и собираются строить гнёзда для выведения потомства. Жизнь делает очередной виток обновления.

Передний план картины занимает рыхлый тающий снег, огромная лужа и высокие корявые берёзы в грачиных гнездах. Среди пустых ветвей необычайное птичье оживление. Мы словно слышим грачиный гомон, оглашающий окраину села. В луже отражается синева неба и серые от влаги стволы деревьев. Птицы делают пустой и скучный пейзаж обжитым, вселяют в него музыкальность и надежду на продолжение жизни.

Кривизна стволов и асимметрия крыш в центральной части картины подчёркивают беспокойное движение многочисленных птиц. Старая церквушка с колокольней за убогими деревянными постройками создаёт направленность композиции картины кверху. Линия деревянного забора в центре композиции делит картину на две части. Бесконечность и вечность просторов отделена от того, что происходит здесь и сейчас. А колокольня и церковные купола словно оберегают эту связь вечности с текущим моментом. На заднем плане бескрайнее поле сливается с неизмеримо высоким небом. Местами обнажившаяся земля дышит влагой. Хмурое, с нависшими облаками небо говорит о затяжной весне.

Цветовая гамма картины сдержанная, полотно наполнено необыкновенным светом и струящимся весенним воздухом. В красках неба преобладают холодные синеватые и серо-голубые тона. Также холодны тающие снега, лишь кое-где разбавленные розоватыми отблесками неяркого солнца. Проталины на полях и крыши строений чуть согревают полотно тёплыми светло-коричневыми оттенками. Цветовая гамма подобрана так, что зритель чувствует эмоции мастера – умирающую вместе с зимой печаль и рождающуюся радость.

Композиция полотна устремлена ввысь. Тянутся кверху берёзы, колокольня, взлетают в небо птицы. Размытые дальние планы создают ощущение бескрайнего пространства. Просторы до горизонта помещены в картине на её центральной линии. Такая композиция не случайна. Художник показывает, в чём заключается идейный смысл полотна. Русское раздолье имеет врачующее душу значение.

Картина создаёт впечатление воздушности пейзажа. Тёмными красками изображены лишь постройки и земля. Дали словно висят в воздухе, в синеве небес и белизне снега. Художник хотел показать время перемен, оживление земли после долгой скованности. Мастер говорит, что природа вечно обновляется и воскресает. И вместе с ней воскресает душа.

Мне понравилась в картине скромность и проникновенность русского пейзажа. Он радостный и грустный одновременно. Радость от первого тёплого ветра и гомона прилетевших птиц. Грусть от бескрайности мглистых просторов, ещё сырых и холодных. В этом пейзаже я чувствую светлую надежду на лучшее.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Грачи прилетели описание картины Саврасова


Картина «Грачи прилетели» является одной из самых знаменитых работ русских художников. Считается бесценным шедевром русской живописи. С самого начала своего создания в 1871 году и представления её на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, стала очень известной. Больше того, считается знаковой, положившей новый этап в развитии пейзажного искусства в нашей стране. По прошествии более столетия, она остаётся такой же известной, по картине пишут сочинения и рассказы в школах.

Работу над картиной Алексей Саврасов начал в 1871 году, когда посетил село Молвитино (в настоящее время — посёлок городского типа Сусанино, Костромская область). Некоторые исследователи считают, что первоначальные зарисовки для картины художник сделал в Ярославле.

Также известно, что в Молвитино художник сделал только зарисовки, а работал над картиной в Ярославле и Москве. В том же 1871 году он представил работу на 1-й выставке передвижников, 28 ноября в Санкт-Петербурге. Летом того же года она уже была куплена Павлом Третьяковым для его коллекции. Тогда картина вызвала широкий отклик у зрителей, которые высоко оценили работу Саврасова. Среди тех, кто с восхищением отозвался о картине, были Иван Крамской, Исаак Левитан и другие.

Изначально картина называлась «Вот прилетели грачи». Впоследствии была переименована — «Грачи прилетели!», а позже у названия убрали восклицательный знак.

На картине изображена ранняя весна. Снег только начал таять и ещё не сошёл полностью. На переднем плане мы можем увидеть голые берёзы. Берёзы выглядят достаточно коряво, но именно этим добавляют картине динамизма. Своим видом они будто бы демонстрируют, что зима выдалась нелёгкая. На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц.

Голые деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда.

За деревьями можно увидеть крыши деревенских домов и церковь. Данная церковь (Воскресенская церковь) и сегодня стоит в селе Сусанино.

На заднем плане — широкий русский простор. Равнинные поля пересекает река, которая с таянием снега разлилась и залила обширные пространства.

Картина достаточно проста по своему сюжету, однако именно этой простотой она и подкупает. Зрители видят в работе что-то знакомое душевное, родное.

Грачи прилетели — это наступающая весна. Уходят зимние холода, снега начинают таять, по улицам бегут ручьи, солнце начинает пригревать. Символом изменения природы становятся грачи, которые прилетели с зимовки на родную землю. Незатейливый сюжет, немного хмурый и даже холодный, делают картину ещё более понятной, так как зритель верит в правдивость происходящего, может с лёгкостью вспомнить весну, те ощущения, что просыпаются, когда птицы наконец начинают возвращаться с юга и приносить с собой тепло.

План сочинения по картине Грачи прилетели 8 класс

  • Автор
  • Время года
  • Передний план
  • Задний план
  • Мои ощущения

Сочинение с рассказом о художнике

Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.

Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве, изобразив новое видение мира. Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. Это были деревенские мотивы. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Это был тот случай, когда простой деревенский вид превзошел классику, ведь картина Саврасова Грачи прилетели, по которой мы сегодня пишем сочинение, затмила пейзажи таких знаменитых художников, как Шишкин, Перов, Куинджи. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

История картины. Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. Неизвестно, то ли красота русской природы, то ли мартовский воздух вдохновили художника, но из-под его кисти родился настоящий шедевр, по которому задают сочинение во 2 и 3 классах. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Описание картины. Рассматривая репродукцию Саврасова Грачи прилетели, мы мысленно попадаем в то время, когда природа только начинает пробуждаться. Еще нет явных признаков весны, но она уже хорошо ощущается в воздухе.

На картине автор изображает первые весенние дни. О том, что пришла весна, вещают нам грачи, что прилетели в деревню и уже трудятся над своими будущими гнездами. Кто-то вьет гнездо с нуля, а кто-то решил просто отремонтировать старое. Рассматривая этих птиц — вестников весны, мы можем представить, как они галдят, перекрикивая друг друга. Гнезда они создают на верхушках старых берез. На деревьях еще не распустились листья, но почки уже стали набухать, а значит, совсем скоро серые невзрачные деревья преобразятся.

На переднем плане автор полотна изобразил снег. Он уже не мягкий и пушистый, да и не блестит на солнце. Снег на картине тусклый, грязноват, ведь он с каждым днем тает и его становится меньше. Вода же стекает в низовье, где уже собралась огромная лужа, что изображена справа.

За березами виднеется забор, который частично скрывает церковь, часовню и дома. Однако купол все-таки виден, как и видны вдали поля, где еще лежит снег, но скоро эти поля будут вспаханы и засеяны.

Невозможно не заметить на картине красивое голубое небо, на котором плывут сизые облака. Хочется отметить и то солнце, которое не видно, но его свет льется на зрителя. Смотришь на полотно «Грачи прилетели», и чувствуешь, солнце уже не просто светит, но и прогревает своим теплом землю.

Замечательная работа Саврасова, которую приятно рассматривать, ведь она нам дарит тепло и ощущение прихода весны. Мне эта картина очень понравилась и пришлась по душе.

Были ли у Саврасова другие шедевры?


Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

Перейти на главную страницу




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.